Краткое обобщение опыта восстановления деталей

До 70% затрат на ремонт с/х техники приходится на приобретение новых запасных частей взамен предельно изношенных. Предельные износы 85% деталей не превышают 0,3 мм, причем многие из них имеют остаточные ресурсы 60% и более и только 20% деталей тракторов, поступающих в ремонт, подлежат окончательной выбраковке. Остальные можно восстановить, причем себестоимость восстановления составит 15…70% себестоимости изготовления.

В экономически развитых странах на рынке запасных частей восстановленные детали преобладают, они в 1,5…2,5 раза дешевле новых, а по ресурсу, как правило, не уступают им. Это достигается, прежде всего, за счет участия в нем фирм, производящих машины и специализированных фирм по восстановлению изношенных деталей. Например, на мотороремонтном заводе английской фирмы «Бинз Индастриз Лимитед» ремонтируют ежегодно около 60 тыс. двигателей типа «Форд» и восстанавливают блоки цилиндров, головки блоков, коленчатые и распределительные валы, шатуны, гильзы и другие дорогостоящие детали. Аналогично поставлено восстановление деталей на ремонтных заводах кампании «Перкинс» и других. Разработка технологий, оборудования и материалов документации на восстановление деталей проводят в исследовательском центре, насчитывающем около двух тысяч специалистов, а также в исследовательских лабораториях, находящихся в различных странах.

Безотказность машин определяется стабильностью ресурсов восстановленных деталей, которая зависит от правильного выбора способа восстановления и строгого соблюдения технологического процесса.

Из-за удорожания техники и запасных частей к ней и резкого снижения покупательной способности сельских товаропроизводителей АПК республики, восстановление изношенных деталей является самым доступным способом поддержания парка машин в работоспособном состоянии.

В представленных ниже материалах приведен перечень рекомендуемых для восстановления деталей тракторов и сельхозмашин в условиях МТС, способы восстановления и перечень необходимого оборудования и материалов.

Номенклатура и способы восстановления деталей

При определении восстанавливаемых деталей, лимитирующих работоспособность сельскохозяйственной техники, устанавливались данные по расходузапасных частей, показатели стабильности ресурса, коэффициенты восстановления деталей. Стабильность ресурса оценивалась как отклонение значений ресурсов отдельных деталей одного наименования от среднего их значения. В номенклатуру восстанавливаемых деталей включены те детали, суммарная стоимость которых составляет 70% от общей стоимости годового комплекта запасных частей по данной машине или агрегату. Обычно количество запасных частей, лимитирующих работоспособность машины, не превышает 8-15% общего количества запасных частей. Вот поэтому при ремонте машин нужно в первую очередь рассматривать номенклатуру этих деталей на возможность их восстановления. Способы восстановления выбирались исходя их затрат на восстановление деталей, загрузки оборудования, стоимости и возможности приобретения этого оборудования, а также возможной централизации работ по восстановлению деталей.

Следует особо отметить, что вариация стабильности ресурсов восстанавливаемых и новых деталей очень сильно влияет на надежность машин. Например, если ресурс коленчатого вала варьирует на 40% от среднего значения, например, 9500 часов, то в процессе эксплуатации 100 двигателей до наработки 1500 ч выйдет из строя не более одного вала, а если мы восстановили коленвалы с таким же средним ресурсом в 9500 часов, но вариация ресурсов отдельных коленвалов от среднего составляет 90%, то в процессе эксплуатации из 100 двигателей до этой наработке выйдет из строя уже 12 коленвалов. Примером могут служить некоторые машины бывшего Союза, которые имея хорошие средние показатели ресурсов отдельных деталей, имели низкие показатели надежности, поскольку в процессе изготовления деталей и сборки машины не соблюдались полностью технологические процессы.

В таблице 1 приведена основная номенклатура, способы, оборудование и материалы для восстановления деталей. Этот перечень был скорректирован с учетом мнения специалистов.

Наименование деталей Основные дефекты Способ восстановления Материал покрытия Потребность на деталь,кг Расход на 1 деталь, кВт-ч Трудоем. восстановления, чел-ч
Гильзы цилиндров Износ:
внутренней поверхности ЭКП Лист Ст 40Х или Ст.450,62 4 1,3
внутренней поверхности СВ Лист или лента У7А (У10А) 0,40 0,15 0,30
внутренней поверхности РР 0,12
верхнего бурта ГПН Порошок ПТ-19Н-04 ПГ-19М-01 0,12 -0,3
посадочных поясков ГПН Порошок ПТ-19Н-04 ПГ-19М-01 0,12 0,15 -0,4
Блоки цилиндров Износ:
коренных опор ЭКП* Лист СТ.зо 1,6 3,5 0,9
АДН** ОЗА-2 1,1 3,0 0,7
поверхностей под гильзы Расточка, постановка втулок Лист Ст.3 1,8 0,4 0,6
трещины СП* Проволока ПАНЧ-11 0,16 0,8 1,0
АДС* Электрод ОЗА-2 0,7 0,8
Валы коленчатые Износ:
шеек коренных и шатунных ЭДН Проволока НП-30ХГСА 2,9 18 8,2
ПДН Стальные ПХ20Н80 1,5 11 5,2
РР 4,0 3,8
поверхностей под шкивы и шестерни НСУ Проволока Св-18ХГА 0,6 0,5 1,1
Головки цилиндров
трещины СП Проволока ПАНЧ-11 0,09 0,7 0,7
АДС Электрод ОЗА-2 0,07 0,6 0,6
коробление Ш
Пальцы поршневые Износ по наружному диаметру ТР 0,04 0,12
Валы распределительные Износ:
кулачков ПН Проволока ПГ-ХН80СРЗ 0,15 4,5 2,0
опорных шеек ПН Проволока ПГ-У30Х28М 0,18 4,0 1,3
Клапаны впускной, выпускной Износ:
фасок ИН Порошок ПХ20Н80-1 0,05 1,60 0,14
Распылители форсунок Износ:
конусов иглы и корпуса Ш+П Паста АСМ 0,0003 0,12 0,45
Шатуны Износ:
поверхностей под вкладыши ГП Хлористое железо 0,006 0,9 0,6
Картеры: маховика и муфтсцепления Износ:
отверстий под подшипники, гнезд под стартер, трещины АДН Электроды ОЗА-2 0,8 1,1
Валы карданные Износ:
шлицев ЭДН Проволока НП-30ХГСА 0,25 1,5 1,3
внутренних поверхностей под подшипники НСУ Проволока Св-18ХГА 0,09 0,7 0,6
Вилки скользящие (фланец вилки) Износ:
внутренних поверхностей под подшипники НСУ Проволока Св-18ХГА 0,09 0,7 0,5
Крестовины карданных передач Износ:
поверхностей под роликоподшипники Р Проволока Св-18ХГА 0,09 0,65 0,2
Колеса направляющие Износ:
ободов ЭДН Проволока Св-18ХГА 1,2 2,7 0,35
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,08 2,8 0,30
зубьев НСУ Проволока НП-30ХГСА 5,1 4,2 2,5
отверстий под вал НСУ Проволока НП-30ХГСА 0,12 0,6 0,3
Оси направляющие колес и коленчатая Износ:
поверхностей подшипников под втулки и подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,09 2,5 22
Балансиры внешний и внутренний Износ:
поверхностей под подшипники и втулки ЭКП Лист Ст.30 0,08 2,8 0,30
Валы ведущих мостов, полуоси Износ:
шлицев ЭДН Проволока Св-18ХГА 1,6 4,3 0,70
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,12 3,0 0,20
Оси катков опорных Износ:
поверхностей под подшипники и катки ЭКП Лист Ст.30 0,09 2,5 0,26
Катки опорные Износ:
обода ЭДН Проволока Нп-50 1,6 4,6 0,33
поверхности отверстия под ось постановка втулки Лист Ст.30 0,15 0,70 0,28
Барабаны и шкивы тормозные Износ и задиры на рабочей поверхности ЭДН Электрод СЗЧ-2 1,3 1,4 0,40
Валы коробок передач Износ:
шлицев ЭДН Проволока Св-18ХГА 0,95 1,5 0,85
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,14 2,8 0,22
Валы муфт сцепления Износ:
шлицев ЭДН Проволока Св-18ХГА 0,40 2,3 0,85
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,10 2,0 0,18
Корпуса коробок передач Износ:
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,28 5,5 1,2
трещины СП Электрод ПАНЧ-11 0,06 0,33 0,5
Корпуса трансмиссий Износ:
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,22 4,0 1,1
трещины СП Электрод ПАНЧ-11 0,06 0,27 0,4
Полурамы тракторов Износ отверстий вертикального шарнира, отверстий под шарнир гидроцилиндров Расточка, постановка втулок Лист Ст. 30 1,1 0,5 1,4
Трубы шарниров Износ отверстий под палец Расточка, постановка втулок Лист Ст.30 0,7 5,2 1,1
Опора промежуточная Износ:
шлицев вала ЭДН Проволока Св-18ХГА 1,1 0,6 0,9
поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,20 2,8 0,4
трещины корпуса СП Электроды ПАНЧ-11 0,10 0,18 0,20
Диски вала ведущего коробки передач К-700А, К-701 Износ по толщине, коробление Термофиксация, шлифование 0,10 0,02
Диск нажимной К-700А К-701 Износ поверхностей под уплотнительные кольца СВ Лента Ст.65Г 0,9 0,20 0,22
Цапфы поворотные Смятие и износ шлицев ЭДН Проволока Св-18ХГА 0,40 1,5 0,7
Износ поверхностей под подшипники и втулки ЭКП Лист Ст.30 0,30 4,8 0,4
Картеры ведущих задних мостов Износ поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.30 0,18 5,8 0,42
трещины СП Проволока ПАНЧ-11 0,07 3,0 0,4
Кулаки поворотные Износ поверхностей под подшипники ЭКП Лист Ст.45 0,08 3,2 0,36
Шкворни поворотных кулаков Износ по диаметру ГП Хлор. Железо 0,02 0,8 0,4
Рукава полуосей Износ:
поверхностей под подшип-ки ЭКП Лист Ст.30 2,4 5,0 0,48
поверхностей под корпус моста ЭКП Лист Ст.30 2,4 3,8 0,32
износ шлицев (К-700) ЭДН Проволока Св-18ХГА 2,0 3,5 0,40
Ножи плоскорезов типа КГП-02(01). .000А Износ лезвий ЭДН Порошок ПГ-УС25 (ПН-У50Х38Н) 0,8 3,0 0,6
Лапы культиваторов Износ лезвий НД Порошок ПН-У5038Н 0,4 1,5 0,4
  • * — для блоков из чугуна
  • ** — для блоков из алюминиевых сплавов

Обозначения в гр.2:

  • ЭКП — электроконтактная приварка материалов
  • ГПН — газопламенное напыление;
  • ЭДН — электродуговая наплавка;
  • АДН — аргоннодуговая наплавка;
  • СП — сварка полуавтоматическая;
  • АДС — аргоннодуговая сварка;
  • Ш — шлифовка
  • ТР — термораздача;
  • ПН — плазменная наплавка;
  • ИН — индукционная наплавка;
  • П — притирка;
  • ГП — гальванические покрытия;
  • НСУ — наплавка полуавтоматическая в среде углекислого газа;
  • Р — раздача;
  • СВ — постановка свертных втулок;
  • РР — ремонтный размер.

Оборудование для восстановления деталей

Восстановление лемехов, лап культиваторов, ножей плоскорезов целесообразно наладить в каждой области, на базе хорошо оснащенных МТС, совмещая восстановление этих деталей с восстановлением тормозных барабанов и шкивов.

Установок для восстановления поршневых пальцев и крестовин карданных валов достаточно иметь по одной в республике. Небольшие габариты и масса этих деталей, а также сравнительно низкий коэффициент охвата их восстановления, не приведут к высоким транспортным издержкам. Но для рациональной организации восстановления этих деталей необходимо иметь межрайонные пункты.

Основные этапы подготовки производства

Основные направления деятельности КазНИТИЭРсхт

Казахский научно-исследовательский технологический институт эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники (КазНИТИЭРсхт) организован в 1962 году (до 1992 года — Целинный филиал ГОСНИТИ, г. Москва). Институт имеет статус республиканского государственного казенного предприятия, задачей которого является разработка, пропаганда и участие во внедрении в производство прогрессивных технологических процессов, оборудования и оснастки для технического обслуживания, диагностирования, ремонта сельскохозяйственной техники и восстановления изношенных деталей, обеспечивающих повышение эффективности использования машино-тракторного парка в АПК Республики Казахстан.

В настоящее время в составе института действуют 7 научно-исследовательских лабораторий, в том числе аккредитованная Госстандартом РК лаборатория по сертификационным испытаниям моторных масел. Имеются конструкторский отдел и экспериментально-производственный участок, оснащенный необходимым набором металлорежущих станков, оборудования, приборов и средств измерения и контроля качества изделий.

В лабораториях института в настоящее время проводятся исследования по следующим направлениям научного обеспечения АПК республики:

  • разработка нормативно-технических документов по созданию и эффективному функционированию машино-технологических станций (МТС);
  • разработка, изготовление и внедрение в производство уникальных средств диагностирования и технического обслуживания машин, нового ремонтно-технологического оборудования для хозяйств и сервисных предприятий АПК;
  • разработка новых технологий, обоснование материально-технической базы восстановление изношенных деталей в АПК и ее размещение;
  • разработка методов экспресс-контроля и приборов для проверки качества моторных масел и топлив, оборудование для очистки и повторного использования масел.

В целях пропаганды результатов завершенных НИЭКР и оказания практической помощи сельским товаропроизоводителям на базе лаборатории института созданы рабочие места:

  • по изготовлению резино-технических изделий, индикаторов расхода картерных газов, замков гаражных, навесов дверных, гвоздей;
  • по ремонту, регулировке и испытанию топливных насосов высокого давления, турбокомпрессоров;
  • по восстановлению изношенных деталей: гидрошлангов высокого давления, распылителей форсунок дизелей, дисков трения ведущего вала коробок передач тракторов типа «Кировец», узлов турбокомпрессоров;
  • по очистке отработанных масел и оценке качества ГСМ.

Институт изготавливает собственными силами и реализует потребителям по прямым договорам товарную научно-техническую продукцию (образцы РТО) 24 наименований.

При институте создан и действует консультативно-информационный центр по вопросам создания машино-технологических станций (МТС), который оказывает методическую и практическую помощь юридическим и физическим лицам по данному вопросу. В выставочно-коммерческом зале института организована постоянно действующая выставка разработанных в последние годы опытных образцов РТО, восставленных деталей, рекламных щитов.

Соломкин А.П., Комаренко П.А.,и Бабушкин В.А.